Все мы уже много раз слышали, что во время войны нельзя публиковать в интернете некоторую информацию, например, данные о дислокации военных, фото и видеофиксацию взрывов и бомбардировок. Но, к сожалению, некоторые пользователи пренебрегают этими правилами. Они считают, что быстренько залить на свою страничку зрелищные фоточки и хайпануть на этом, собрав урожай лайков и просмотров, для них важнее всяких «непонятных» запретов и предупреждений.
Только вот эта позиция не просто неправильная — она несет опасность для жизни людей. Причем реальную опасность для очень большого количества людей.
Почему нельзя публиковать такие данные?
Любые указания точного времени и места прилетов, данные о сбитии летящих снарядов украинскими ПВО могут использоваться противником для корректировки огня. То есть для более точного наведения по нашим позициям, критической инфраструктуре, убежищах и жилых кварталах. Помните:
Обратите внимание! По статистике Госспецсвязи порядка 80% данных для наведения и корректировки огня вражеские войска получают именно из открытых источников и от местных жителей, сидящих в социальных сетях.
Поэтому сейчас запрещено публиковать такую информацию:
Тоже нельзя. На фоне последних событий во всех социальных сетях и мессенджерах появилось просто огромное количество местных групп. Например, по районам проживания. Обычно эти группы общедоступные, и практически в каждой из них находятся пользователи, активно выспрашивающие о безобидных (или почти безобидных) на первый взгляд вещах.
Например, могут расспрашивать у местных жителей об обстановке в каком-либо конкретном населенном пункте, о том, как максимально «безопасно и незаметно для врагов» в него въехать или, наоборот, выехать, чтобы «вывезти девушку с ребенком». Или настойчиво допытываются, есть ли на определенном участке дороги украинский блокпост, чтобы «не стоять в очереди на дороге». Или даже выясняют наводящими вопросами местонахождение важных объектов в этом населенном пункте или рядом с ним (гуманитарных или военных), информацию о том, работают ли они сейчас, а если работают, то над чем именно.
Ну а после прилетов снарядов и обстрелов такие паблики и группы буквально засыпает шквалом сообщений с попытками выспросить, где и как именно это произошло, насколько было разрушительно, что пострадало от взрыва, а что нет. Модераторы обычно стараются максимально оперативно удалять любые ответы на подобные провокационные вопросы, но какие-то данные все равно успевают засветиться, и потом по таким «наводкам» прилетают уже скорректированные, еще более разрушительные залпы.
Обратите внимание: Участились случаи с фейковыми предложениями помощи жителям домов, пострадавших от взрывов — в местных же пабликах активно предлагают якобы бесплатную помощь в починке выбитых взрывами окон и дверей. Но обычно после детальных расспросов о точном расположении и степени повреждения пострадавших зданий такие «благодетели» просто исчезают, собрав необходимую для корректировки огня информацию.
Еще один частый подвид опасной информации, который активно распространяется через социальные сети и мессенджеры — это вбросы и провокации. Такую дезинформацию запускают для нагнетания паники среди местного населения. Это могут быть, например, рассылки панических сообщений в стиле «украинская армия проигрывает, но все об этом молчат» или «власти всех сдали и уже давно капитулировали, но нам этого не говорят».
Такими заявлениями враг пытается расшатать психику у людей, спровоцировать панику, подорвать доверие к местным властям и Вооруженным силам Украины. Особенно опасно распространение таких вбросов на территориях, где есть проблемы со связью, и люди находятся в информационном вакууме.
Другая разновидность военной дезы — это сообщения от псевдоволонтеров и людей, которые им якобы помогают. И тут возможны разные варианты. Есть мошенники, которые выманивают у людей деньги под видом сбора помощи нуждающимся. Есть люди, тайно собирающие информацию о волонтерских центрах, дислокации и наполненности складов с гуманитаркой, экипировкой, техникой для армии — для диверсий или полного их уничтожения. Есть и те, кто просто расшатывает нам психику, запуская фейки, например, об отсутствии необходимого обеспечения в подразделениях критической важности.
Ну и отдельный подвид дезинформации для нагнетания панических настроений — это вбросы сообщений в стиле «кума сказала, что ее мама работает с человеком, брат которого узнал от своей коллеги, которой рассказал муж, который работает в…». После подобных предысторий от якобы «очень надежных и точно знающих» людей обычно может идти панический вброс на любую тему. От приближающегося дефицита жизненно необходимых лекарств или продуктов до предстоящего отключения света или отсутствия хлора на предприятиях водоканалов. Последним пунктом, кстати, нас пытаются пугать уже не первый раз.
Цели запуска таких сообщений могут быть разными. Например, спровоцировать точечные нагрузки на критические сферы инфраструктуры или заставить людей массово скупать определенные товары, искусственно создавая их дефицит. Нагнетать тревожность среди населения и расшатывать недоверие к информации из официальных источников.
Но некоторые данные публиковать в социальных сетях, блогах и пабликах все же можно. Что разрешено и когда? Вы можете заливать в сеть информацию о потерпевших, о разрушениях гражданской инфраструктуры и жилых домов, но не сразу — только через определенное время после происшествия. И после разрешающей отмашки от официальных источников.
Для этого должно пройти минимум несколько часов, и чем больше — тем лучше. Кроме того, даже при таком «отложенном» постинге все равно нельзя сообщать конкретику о местоположении и особенностях происшествия. То есть фото и видео должны быть крупным планом, без четких ориентиров, по которым можно было бы в дальнейшем скорректировать направление огня. А еще лучше размыть часть фона на фото или видео перед публикацией, чтобы не допустить даже минимальной возможности использования такого контента врагом.
Так что сохраняем спокойствие и верим ВСУ. ❤
Держим строй!