X

Бледный конь Королевской Гавани. Разбираем события 5 серии Game of Thrones

14.05.2019

Ну вот, шоураннеры Game of Thrones выкатили предпоследний эпизод сериала, и фанатская аудитория тихо ошалела от происходящего. Третья серия была ужасной? Много крови, убийств и кошмарных смертей? Ну уж нет, подумали создатели «Игры престолов» и явили миру новое свое творение — милый, добрый пятый эпизод. Черт. И теперь нам с этим жить.

Спойлер, спойлер, спойлер! Осторожно — дальше мы будем готовить гамбургер из спойлеров со спойлерами под спойлерным соусом, посыплем все это мелкой спойлерной крошкой и украсим парой веточек теорий. Будет вкусно, но тем, кто сидит на бесспойлерной диете, лучше заглянуть сюда позже 🙂

Этот эпизод получился действительно эпическим. Переломный день в истории Вестероса, битва, которой все ждали едва ли не больше, чем великого сражения живых и мертвых, превзошла все, даже самые смелые ожидания фанатов. Причем превзошла настолько, что хочется все эти перемены с переломными моментами собрать в кучку, плотненько завернуть в сценарий, перевязать ленточкой и запихнуть куда-нибудь подальше. А еще забыть, что они вообще существовали.

Пятая серия «Престолов» получилась намного более эмоционально острой, чем Битва при Винтерфелле. В большей степени из-за того, что сражение с Королем Ночи было неизбежным злом, а вот разутюживание Королевской Гавани — злом неоправданным, ненужным, и даже еще более кровавым. Мало кто из нас хотел бы, чтобы Дейнерис Разрушительница цепей стала той самой Королевой Пепла, которой, как она говорила ранее, становиться не хочет.

Старое доброе сжигание живьем

Эпизод начинается с Вариса. Паук пишет письма, вероятно, лордам Вестероса или другим власть имущим, например, главе Железного банка Браавоса, обожающего спонсировать врагов своих должников, или Мартеллам (кто-то же там стал новым принцем Дорна), в которых сообщает, что Дейнерис — не единственная наследница Железного Трона, и рассказывает, кто такой Джон Сноу и почему он имеет права на престол. Его прерывает появление «пташки» — маленькой девочки, прислуживающей на кухне в Драконьем Камне.

Испуганная пташка сообщает, что у нее ничего не получилось, поскольку «она ничего не ест», на что Варис отвечает, что можно «попробовать еще раз за ужином». Сцена очень короткая, разговор скомканный и непродолжительный, но даже ежику понятно, что Варис готовит для своей немножко озверевшей королевы особое угощение. Ход неожиданный, но если учитывать, какой удар по Дейнерис нанесла смерть Миссандеи и второго дракона, то очень даже продуманный — причиной «самоубийства» можно назвать чувство вины и душевные страдания королевы. Вариант? Вариант.

Но вот только дальше Варис чуток поторопился, попытавшись достучаться до Джона. А Джон у нас вояка простой, как двери. Он ничего не знает и знать, похоже, не хочет, так что к гласу разума прислушиваться не захотел.

Когда Джон проснулся: Разбираемся, почему мы зря забыли о воскрешении Короля Севера

А вот Тирион, который с каждой новой серией становится все глупее и сентиментальнее, решил слить Паука королеве. И хотя он постарался подать новости о планах Вариса максимально мягко, Дейнерис возможность кого-нибудь спалить к чертовой бабушке восприняла с энтузиазмом. И спалила. Перед смертью Варис сказал Тириону, что искренне надеется на ошибочность своих мыслей. Только вот мало верится, что Паук, переживший стольких королей и королев, в том числе и безумных, в этой ситуации мог ошибиться. И дальнейшие события стали ярким подтверждением его опасений.

Интересный момент: Нам показали две разные сцены, в которых Варис пишет свои обличительные записочки. И если во второй раз его прервал приход конвоиров, то вот перед этим свое письмо он дописал. Да и очевидно, что эти послания он пишет не в первый раз, и с большой вероятностью хотя бы парочка записок нашла своих адресатов.

Сила страха и бессилие любви

Такой честный, такой правильный Джон, который все еще в упор не замечает потихоньку уезжающую на стремненькой траектории крышу своей любимой тетушки, на казни тоже присутствует, но ничего не предпринимает, хотя глазоньки у него таки ошалевшие от происходящего. Но что взять с человека, который от власти, ответственности, необходимости самостоятельно размышлять и принимать решения отмахивается всеми лапками?

Хотя Джон, похоже, таки смог определиться со своими чувствами к Дейнерис. То ли правда об их родственных узах, то ли ее последние поступки и решения, которые он все же не может совсем не замечать, сыграли свою роль — Джон, пришедший проведать свою расстроенную королеву, мягко, но настойчиво выворачивается из ее объятий. Поступок замечательный, но совсем не своевременный.

Дени, хоть и высказала Джону, что в смерти Вариса виноваты и сам Джон, и злая болтливая Санса, а саму Неопалимую, в отличие от нехорошего Джона, никто не любит, на самом деле в этот момент все еще тянулась к любви и душевному теплу. Так что бывший лорд-командующий своей холодностью ее сильно обидел, еще больше подтолкнув к мести и злости на все живое.

Дени жалуется: «У меня здесь нет любви. У меня есть только страх», но Джон после этого выдает одну из своих не самых удачных идей, заявляя, что любит ее, но только как королеву френдзоны, и разочарованная в своих самых лучших чувствах Дейнерис делает очевидный вывод: «тогда пусть это будет страх».

Подготовка к битве

Дальше злая, недополучившая любви королева отправляется на миниатюрный военный совет к Тириону и Серому Червю. Тирион хочет мира. Дейнерис и Серый Червь хотят крови. Но на этой встрече только у одного человека есть личный дракон, а драконы, как известно, мирные переговоры не жалуют, поэтому все проблемки решают просто — плюнув на них разок-другой огнем. Кроме того, Тирион, хоть и не присоединился к теплой во всех смыслах компании Вариса, но доверие своей королевы потерял окончательно, так что его аргументы вызывают, скорее, обратную реакцию, и все жалобные воззвания Беса к доброте Дейнерис приносят ненамного лучший эффект, чем во время переговоров с Серсеей. Эх, старый Бес явно теряет хватку.

Но в этом эпизоде, похоже, кроме Джона и Тириона убивать хотят все. Арья с Псом добираются до войск Серсеи, окружающих Гавань кордонами, и милая добрая девочка радостно заявляет солдатам, что она «Арья Старк, и собирается убить королеву Серсею». Казалось бы, заявить такое, стоя посреди армии Ланнистеров — чистой воды самоубийство. Но нет. Всего пара фраз Пса о росте шансов на выживание всех вокруг и этого солдата, в частности, если Серсею удастся прирезать по-тихому, и их собеседник уже убегает «докладывать начальству», давая им возможность беспрепятственно проехать к городу. А что, так можно было?

Но пока Арья открыто рассказывает окружающим о своих кровожадных планах, маленький, но гордый Ланнистер идет отдавать своему непутевому брату долг жизни. Да, Джейме-цареубийца, который смог победить Безумного короля и сделать еще много всего знаменательного, очень талантлив — практически в каждом сезоне он умудряется наткнуться на своих врагов и попасть в плен. Часто довольно по-глупому. Странноватый способ путешествовать по Вестеросу. Не рекомендую, короче, такие туристические маршруты.

Но вернемся к братьям Ланнистерам. Тирион, узнавший, что дозорные королевы Дейнерис поймали пробирающегося к Королевской Гавани Джейме, решает его спасти, и не только его, а еще и их кровожадную сестрицу. И хотя он прекрасно понимает, что ценой за этот поступок станет, скорее всего, его жизнь, Тирион надеется, что Джейме сможет увезти Серсею в безопасное место, отдав приказ сдать город без битвы. «Одного не особенно невинного карлика за десятки тысяч невинных жизней. Похоже на честную сделку», — отмечает Тирион. Да, уровень сентиментальной наивности Тириона, уверенного в готовности Серсеи бежать, а Дейнерис — сдерживать обещания, растет просто не по-детски.

Это интересно: Стивен Кинг предложил свой финал «Игры престолов»

Кровь и дракон

Ну а дальше начинается бойня. Большая часть эпизода представляет собой просто массовую бойню с огнем, мечами и дорвавшимися до безнаказанного беспредела дотракийцами. Дейнерис верхом на Дрогоне прицельно сжигает флот Эурона Грейджоя и разрушает установленные на стенах Королевской Гавани «скорпионы» (вместе со стенами и воротами) и за считанные секунды уничтожает армию золотых мечей. Выживших разутюживают конница и пехота войска Дейнерис во главе с Серым Червем и Джоном Сноу, они же добивают потерявшего свою красивую белую лошадь Гарри Стрикленда — командира золотых мечей.

Серсею, сначала умиротворенно наблюдавшую за происходящим, но постепенно начинающую терять свою уверенность, мягко пытается увести в безопасное место мейстер Квиберн, но королева все еще не хочет верить в плохой исход — она заявляет, что Красный замок еще никогда не захватывали, поэтому ей нечего бояться. Сообщения о том, что ни флота, ни золотых мечей, ни скорпионов у нее уже не осталось, мадам пока что старательно игнорирует. Но в это время последний боевой резерв — остатки армии королевы Серсеи, поиграв в гляделки с Джоном Сноу, Серым червем и толпой вооруженных захватчиков, начинают бросать оружие. И тут наступает тот момент, которого так ждал Тирион — по всей столице люди отчаянно бьют в колокола, сигнализируя о сдаче города.

Казалось бы, Королевская Гавань пала, армия Серсеи разбита, что может пойти не так? Все. Дейнерис, оценив расклад, делает совсем не то, чего от нее ожидали — она начинает разутюживать город драконьим огнем, сжигая и здания, и воинов, и обычных людей. Это ее день, и она решила делать то, что у нее получается лучше всего — сеять страх и ужас, раз с любовью не задалось. Наследственность, что поделаешь.

А Серый Червь, получивший перед боем соответствующие указания от своей королевы, ведет войско в атаку на всех, кто попадается им на пути. Джон, как всегда, ничего не понимает и очень удивляется. Тирион, как и в прошлой серии, морально растоптан происходящим.

А вот Джейме, который перед этим не смог попасть внутрь Красного замка, решил пробраться в крепость через тайный ход. Но на побережье его ждала очень теплая встреча с Эуроном, которого как раз сюда (упс) выбросили волны. Кракен потрепан, но вполне бодр и идею стать убийцей Цареубийцы воспринял с энтузиазмом, так что Джейме пришлось тяжко. И хотя он все же смог деактивировать своего противника, чтобы беспрепятственно войти в подземный ход, несколько серьезных, потенциально смертельных ран он все же получил.

Клиган VS Клиган

Арье и Псу повезло немного больше, чем Джейме, и они смогли-таки попасть внутрь Красного замка. Но драконье фаер-шоу уже в самом разгаре, Дрогон начинает потихоньку рушить замок, и Сандор внезапно включает защитный режим — он отправляет Арью прочь, сумев донести до нее мысль о том, что Серсея в ближайшие часы погибнет в любом случае, так что нет смысла ради нее умирать. И, как ни странно, но Арья все же проникается этой нехитрой истиной и отправляется в обратном направлении, оставив Пса самостоятельно разбираться со своей местью полупокойному старшему брату.

И Пес находит свою цель — Гора как раз сопровождает Квиберна, сумевшего наконец уговорить Серсею уйти в безопасное место. Клиган легко расправляется с несколькими солдатами сопровождения, а Квиберна, который пытается управлять Григором, убивает сам Гора. Серсея, оставшаяся наедине с двумя недружелюбными Клиганами, делает лучшее, что можно предпринять в этой ситуации — попросту сбегает, а братья начинают грубой силой выяснять друг с другом отношения.

В процессе боя между Псом и Горой с последнего слетает шлем, и мы видим… Дарта Вейдера! Серьезно, синюшненький опухший Григор Клиган очень похож на Дарта Вейдера без своего знаменитого шлема. Но печальный внешний вид не делает его более слабым, и старший брат почти добивает младшего. Только вот даже полуослепший в результате фирменного приема Горы Пес все же смог окончательно упокоить своего недружелюбного родственника, выбросившись с ним в огонь через полуразрушенную стену. Страшная битва и страшная смерть, но Пес, похоже, был к этому полностью готов.

Кстати о не живых: Тактика и стратегия. Где ошиблись защитники Винтерфелла во второй серии? Разбираем интересную нестыковку

Смерть Серсеи

Признайся, ты тоже с интересом ждал, чем закончится судьба Серсеи, которой Мэгги Лягушка когда-то давно нагадала смерть от рук валонкара (младшего брата). Ну, в какой-то степени это пророчество все же сбылось, правда, не от рук, а в руках — Джейме отвел сестру в подземелье, через которое пробрался перед этим в замок, но за то время, пока он был наверху, подземные ходы засыпало, и они оказались в ловушке.

В последние минуты своей жизни Серсея перестала быть королевой — бесстрашной, расчетливой интриганкой, без малейших угрызений совести распоряжающейся чужими жизнями. Она превратилась в испуганную плачущую мать, в ужасе оплакивающую свое еще нерожденное дитя, которое уже никогда не появится на свет. Что ж, Тирион надеялся, что в душе их сестры, ждущей ребенка, осталось что-то светлое и нежное. И его надежды оправдались — эти качества в ней действительно есть. Точнее, были. Только вот проявились эти черты характера слишком поздно, когда уже ничего нельзя было исправить. Ну а гора камней за несколько секунд сделала то, о чем мечтала половина героев Game of Thrones еще с самого первого сезона.

Многие фанаты, кстати, разочаровались в Джейме — он бросил Бриенну не для того, чтобы героически устранить свою сестру и положить этим конец войне, а просто снова вернулся к Серсее. Короче, бывших не бывает. Даже если это сестры.

Смерть на бледном коне

И пока все эти события происходят, Арья пытается спастись из полыхающего в драконьем огне города. Но у нее это, если честно, получается как-то слабо. И в момент, когда младшую из сестер Старк толпа уже сбила с ног и почти затоптала, ей на помощь пришла женщина по имени Нора (спасибо скрытым субтитрам). Именно ее, тянущую за руку маленькую дочку с игрушечной лошадкой в руках, и оттолкнул Пес, когда они с Арьей прорывались в закрывающиеся ворота Красного замка, и именно из-за них эта женщина со своим ребенком не смогла попасть внутрь. И вот теперь Нора помогла Арье, вытащив ее из-под ног у обезумевших людей.

Втроем они пытаются спрятаться, но пьяные от крови дотракийцы и Дрогон, у которого в зажигалке никак не закончится топливо, им активно мешают. Нора получает ранение и не может идти дальше. Она сует дочь Арье и просит позаботиться о ребенке, но дракон уже начинает поджигать улицу, на которой упала Нора, а девочка отчаянно рвется обратно к матери. Арье не хватает сил удержать ребенка, и ей приходится выпустить девочку, чтобы спастись самой. Она успевает откатиться в сторону буквально за доли секунды до того, как улица утонула в драконьем огне.

Когда Арья пришла в себя и смогла подняться, она увидела обуглившиеся останки прижавшихся друг к другу Норы и ее дочери. Деревянная лошадка, очень похожая, кстати, на любимую игрушку Ширин Баратеон, так и осталась в детской ладошке, превратившись в фигурку из еще не осыпавшегося на ветру пепла. Арья, которая во время своего бегства по городу успела насмотреться на людей, пострадавших по вине обезумевшей Дейнерис, похоже, начинает окончательно звереть. Но тут происходит небольшое чудо.

Среди сожженных трупов на разрушенной улице Арья видит белую лошадь, облепленную пеплом. Привет, Дэвид Линч. Конь залит кровью, но цел и даже вполне дружелюбен — он позволил взять себя за уздечку и оседлать, так что Арья уезжает верхом на этом бледном коне. Откуда конь, спросишь ты? Вот мы тоже задаемся этим вопросом. Есть несколько фанатских теорий о том, откуда взялась белая лошадь в Королевской Гавани, и все они довольно интересны:

С бледной лошадью, кстати, связан еще один интересный эпизод в книжной версии саги. Когда Дейнерис была в Миэрине, ей явилась асшайская заклинательница теней Куэйта и сделала предсказание:

«Стеклянные свечи горят. Скоро придет бледная кобылица, а за ней и другие. Кракен и темное пламя, лев и грифон, сын солнца и скомороший дракон. Не верь никому из них. Помни Бессмертных. Берегись надушенного сенешаля»

В предсказании Куэйты легко можно распознать некоторых персонажей Вестероса, а после пятого эпизода у нас появился еще и претендент на роль «бледной кобылицы». У Арьи есть отличный опыт работы в сфере убивания злодеев, так что вполне вероятно, что наш маленький ассасин вполне успешно сыграет свою роль еще раз, отправив распоясавшуюся Дейнерис вслед за Королем Ночи.

Кстати о предсказаниях. Еще во втором сезоне сериала у Дейнерис было интересное видение. В Доме бессмертных она увидела засыпанный снегом тронный зал Красного замка — разрушенный, без крыши и с частично обвалившимися стенами. Она шла к Железному Трону, но так и не добралась до него, свернув к дотракийскому шатру, где ее ждали мертвый муж и их нерожденное дитя. Что ж, Красный замок действительно разрушен, а город усыпан тем снегом, который могла принести сюда безумная дочь рода Таргариенов — хлопьями белого пепла. И если верить пророчеству, то до Железного Трона Дейнерис все же не доберется, воссоединившись вместо этого со своей погибшей семьей.

Только вот один вопрос остается. Куда делся в пятой серии Джон Сноу?

Ждешь выхода последнего эпизода «Игры престолов»? Подписывайся на Telegram-канал Comfy, и ты не пропустишь наш обзор финальной серии Game of Thrones. Заглнем в последнюю главу саги о битве льда и пламени вместе!